Хануман.ру: Илья, вот не знаю, как ты, у меня под 23-е февраля почему-то появляется жажда подвигов. То ли «мужской» российский праздник 23е февраля «виноват», то ли Шиваратри, которое обычно тоже где-то в этих числах. Я вообще из «военной» семьи, но День Российской Армии (День Защитника Отечества) обычно провожу вдали от политики и военщины, в изучении текстов по йоге и практике. Либо же просто на природе, «вдыхая» настоящее. А что ты рекомендуешь для практики в дни, когда сильны янские, героические тенденции? Надо ли пробуждать в себе Вирабхадру? Или, наоборот, включать «вторую» женскую половинку, Шакти, и уравновешивать своё «солнечное» дыхание?
Илья Журавлёв: Я думаю, дни с жесткой и мягкой энергией не зависят от мирских праздников, а скорее от положения планет, влияния Луны — как это отслеживается в Джотиш — ведической астрологии. Конечно, в умах людей есть настроение того или иного праздника, но серьезно практикующему йогу стоит меньше идти на поводу социума, так как это отвлекает. Мой гуру говорит — если вы сам не профессиональный политик, держитесь от политики подальше, так-как в политике только два типа людей — кто борется за власть, манипулирует и «снимает сливки» — и масса, те, кто является объектом манипуляций. Вот йогу, как человеку, стремящемуся к тотальной свободе, не стоит быть участником массовых тенденций и настроений. Речь идет не о вражде социуму, а об оправданном нейтралитете, перенаправлении энергии и мыслей на свои, внутренние цели. Так что сбалансированная практика, также, как и в любой другой день календаря.
Хануман.ру: Есть данные, что в древние времена — в предыдущие эпохи, скорее всего — йоги практиковали суровый йогический Тапас, в том числе стояние на одной ноге столетиями и другие суровые аскезы. Ты — знаток ведических текстов, да и йоги. Какая, на твой взгляд, роль Тапаса в нашу эпоху, в наши дни? Понятно, что планировать даже год на одной ноге стоять (или 10 лет на печи лежат) вряд ли реалистично в наши дни. Но ведь есть какая-то «тапасическая» отдушина для «настоящих мужчин», верно?
Илья Журавлёв: Тапас как жестокие аскезы (типа стояния на одной ноге сверхдолгое время) осуждаются в текстах йоги (например, в Бхагавад Гите), так как они хотя и дают огромную силу духа при успешном выполнении, но также и взращивают эго и разрушают тело, а тело в йоге считается храмом души. Но тапас как интенсивная практика (без само-разрушения), тапас как работа над собой и очищение от омрачений — это благо. Для мужчин не так сложен физический вызов, как сложен вызов силе духа и собственным слабостям и «кайфоловству». Аскеза как отказ от вредной привычки, от помех на пути йоги, таких как мясоедение, интоксикации, праздное, тупое времяпрепровождение и т.п. Вот это суровый тапас для современного западного йога, так как в наше время в обывательской системе мира основные ценности — гедонистические.
Зарабатывать чтоб покупать удовольствия — вот лозунг современной матрицы. Посмотрите, многие профессиональные преподаватели асан (намеренно не пишу «йоги», так как йога — это жизненный путь, а не только лишь умение сделать физически позу) на Западе не в состоянии даже справиться с пищевой похотью и перейти на вегетарианскую диету. Некоторые не в состоянии бросить убивать клетки мозга спиртным, то есть отказаться от тамасичных удовольствий. «Все понимаю, но мясо же такое вкусное… Пара бокалов не повредит, надо же не отрываться от компании» — это примеры жалкой слабости духа перед шаблонами поведения «прошитого» обывательской матрицей мозга и плоти. Вот преодоление таких тенденций есть тапас начального уровня. Когда я начал заниматься йогой, в возрасте 25 лет, я курил пачку сигарет в день. Через несколько дней практики я принял решение бросить, выкурил последнюю сигарету и выбросил пачку в окно. Две недели мне было плохо, даже ежедневно рвало, земля качалась под ногами, слабость и раздражительность, дико хотелось курить. Я держался, сжав зубы. Через две недели отпустило, с тех пор я не возвращался к интоксикации табаком. Вот это пример начального, «детсадовского» (по сравнению с серьезными вещами в йоге), но тапаса. Воин духа воюет со своими омрачениями. Женщинам лучше компромиссный подход, у них другой склад ума, а если ты мужчина и встал на путь йоги — ты берешь и делаешь. Без нытья, болтовни, самооправданий. Чтоб сам себя уважал.