yoga teacher, past life regression therapist
Russian
Главная / Статьи и интервью / «Размышления человека из подвала»

«Размышления человека из подвала»

Недавно меня добавили в группу в фейсбуке (это обычно делается без спроса, как вы наверное знаете) одной из гламурных московских йога-студий, созданной креативными девушками. А в Москве, если кто из замкадья и не в курсе, йога-студий этих 200 или 300 – и каждый месяц какие-то прогорают, закрываются (так как аренда помещений в Москве – самая высокая в России, да и в мире сравнится разве что с Токио и Нью-Йорком), а какие-то возникают, и только сам Шива знает, сколько они проживут.

Но есть конечно проекты людей состоятельных, которым окупаемость не важна, такие держаться подольше. Так вот, в группе этой йога студии был рекламный текст в духе «давайте заниматься йогой красиво, радоваться жизни и любить, надоели эти суровые йоги-аскеты из подвалов». Действительно, много преподавателей – «ветеранов» московской йоги, кто ведет уже лет 10-15, по прежнему преподает в подвалах, которые в объявлениях по аренде обычно политкорректно называются «цоколь». Причина, я думаю, ясна – отсутствие солидных капиталов и нежелание работать «на дядю» (или тетю) – владельца дорогого помещения. Да и в Индию надолго сорваться проще, если сам себе хозяин.

Наш небольшой йога-центр, кстати, год назад переехал в приятную мансарду, мы, можно сказать, в буквальном смысле «приподнялись» (Джай мама Лакшми!), но в подвалах я преподавал лет 10 или больше. И мы неплохой там создавали драйв, кстати. Так что штукатурка сыпалась со стен.

Денис Заенчковский и Илья Журавлев. Подвал АЙЦ на Новокузнецкой, 2002

Очевидно связи «суровых» йогатичеров с непонятной и далекой индийской традицией (особенно если она не в попсовой американской обертке, а так сказать аутентичная, raw and rough, сырая и жесткая) отпугивает золотую молодежь мегаполиса, которая интуитивно понимает – Индия страна не для развлечения, а для осознания и отработки кармы. Россия конечно тоже для отработки, но осознание здесь дается гораздо сложнее.

Почти вся эта далекая, жаркая, хаотичная и грязная земля, как выразился бы Карлос Кастанеда, это «трещина между мирами». Даже превратившийся в эдакий Геленджик и неадекватно подорожавший попсовый штат Гоа – и там людей порой «накрывает» и «колбасит», а что уж говорить про пропитанные тысячелетним духовным трэшем паломнические места, надолго (если не навсегда) выводящие «из зоны комфорта».

В массе своей на Западе хатха йога дается в отрыве от традиции, особенно у лидера мирового шоу-бизнеса, США, имеется много «йога-брендов» с акцентом лишь на физическую сторону практики асан. Пессимисты любят говорить о «деградации» йоги, ее «колонизации» и превращении в «фаст-фуд», характерным примером которого является конвеер Бикрам-йоги (худей и не думай ни о чем). Это кстати, по статистике, самый популярный стиль йоги в мире. Как кока-кола, он распространяется по планете. Польза примерно такая же.

Фитнес-ориентация – следствие спроса на йогу как на эффективную практику развития тела (о чем индусы до недавнего времени вообще не парились, так как там другая шкала оценки «крутости» человека). Однако, я бы не убивался раньше времени о неотвратимости Кали Юги. Несколько десятков лет наличия массовой йоги на Западе – мелочь по сравнению с ее многотысячелетней историей на Востоке. Отслеживая йогическую тематику в интернете я вижу, что интерес к более полному наследию йоги, хотя и не так широк, как к физическим упражнениям, но все же есть и постепенно растет. Издаются книги, проводятся ретриты и семинары. Это признак развития опредленной части западного населения, от сугубо материальных интересов переходящей постепенно к интересам духовного совершенствования. Умные люди могут принять и осознать духовную мудрость древних, но им легче отбросить ненужное, накопившееся в феодальном строе – социально-обусловленную косность, кастовые предрассудки и суеверия.

На Востоке зачастую картина обратная – большинство молодежи равнодушно относится к духовным практикам, стремится только зарабатывать деньги. На внутренних авиарейсах в Индии я не раз наблюдал забавную картину – пассажирам предлагается выбрать вегетарианское и мясное питание. Подавляющее большинство западных туристов выбирает вегетарианское, большинство индийцев, за исключением набожных пожилых пар – мясное. Так что какие-то субкультуры развиваются, а какие-то деградируют одновременно, нельзя говорить за все человечество в целом. В развитых странах Запада давно строятся ашрамы, йога-центры и буддийские монастыри. В это же время где-нибудь в Афганистане фанатики расстреливают ракетами древние изображения Будд, высеченные в скалах до нашей эры. Про дичь в Сирии даже говорить не хочеться, жалко людей, попавших на наковальню международных геополитических игр. Человечество не однородно.

Конечно, йога даже только в физкультурном аспекте полезна. Это ниточка, потянув за которую, некоторые могут придти к более глубоким вещам. Главное, чтоб асаны преподавали квалифицированные, обученные инструкторы, не травмируя людей.

Я не думаю, что стоит опасаться утраты глубокой йоги или ее деградации. Процент «серьезных» йогов всегда был невелик, в Индии это вообще были тайные практики для избранных. Надо сильно этим увлекаться, чтобы посвятить йога-садхане почти все время своей жизни. «Секретный» текст можно перевести и опубликовать – но кто будет «пахать» по нему ежедневно по многу часов, год за годом, чтобы обрести те самые сиддхи? Практика сама себя защищает требованием недюжинной самодисциплины – иначе ничего и не получится.

Родившемуся на Западе йогу в чем-то проще, в чем-то сложнее. Проще в том, что довольно легко (по сравнению с той-же Индией) добиться материальной независимости и социальной свободы. Больше возможностей самостоятельного выбора – образа жизни, мировоззрения, работы, партнера, той или иной практики. Это хорошо, йога – это путь к свободе, и любая свобода ценна, даже если потом мы откажемся от тех или иных вещей за ненадобностью. Но нет живой связи с традицией, труднее учиться в режиме регулярного живого общения «учитель-ученик», как это было всегда на Востоке. Потому что исторически у нас не было линий передачи йоги, соответственно на уровне «сердечной» связи с традицией люди заблокированы, что такое бхакти (любовь к Божеству) или гуру-крипа (благославение гуру), они в основном не чувствуют. Зато в отсутствие устной традиции (когда все в округе знают, кто реальный гуру, а кто собирает деньги с белых туристов) часто становятся жертвой грамотного маркетинга ориентированных на западный рынок духовных шарлатанов и «разводил» – псевдо-гуру, как индийских, так и отечественных, потому что не с чем сравнивать, нет опыта общения с действительно просветленными людьми.

Тут уж у кого какие мозги и какая карма. Кстати, кармические «отпечатки» в уме (самскары), связанные с практикой йоги в прошлых воплощениях, притягивают вроде бы белого и даже местами цивильного человека к йога-садхане вновь, где бы он не родился. Об этом говорится в писаниях йоги, например в Бхагавад Гите, в Йога Сутрах. Я иногда это чувствую в себе и окружающих меня людях. Самскары как семена, им нужно время прорасти. Так что, чем черт не шутит – сегодня ухоженная цыпа ест красивое пирожное в гламурной йога-студии в дорогом районе Москвы, а года через три уже с дредами сидит с бородатыми садху у костерка, философски наблюдая кремацию на гхатах Варанаси. С садху кстати надо быть поосторожнее, если не знаете их мир и понятия. Можно нарваться на серьезные проблемы.

В хорошей йога-студии вас научат и помогут обрести круг общения единомышленников. Однако йогом человек считается тогда, когда практикует постоянно, в том числе и самостоятельно, когда практика становится частью жизни, ее ритмом и в некотором роде «стержнем». Для самостоятельной практики подходит почти любое место, где вас никто не беспокоит. Даже адский мегаполис, где круглосуточно крутятся три кольца машин. Но конечно, в местах с чистой природной энергетикой, практика получается сильнее. Поэтому мы летом делаем выездные семинары – на Ладоге, на Байкале, в горном Крыму, в заповедных бухтах Турции (где нет больших отелей и отечественных алко-туристов). Чистый воздух, вода, посиделки у костра — городским людям это все очень необходимо. Ну и конечно возим людей в Индию.

Родина йоги – это любопытная страна контрастов. Здесь еще жива многотысячелетняя традиция, которая передается из поколения в поколение (даже нынешний премьер министр Индии Нарендра Моди в молодости провел какое-то время в качестве странствующего йога-паломника в Гималаях), можно почувствовать сильные духовные вибрации, увидет красивые горы или джунгли, а с другой стороны это страна многонаселенная, здесь есть и нищета, грязь, хаос, «развод» на деньги туристов в популярных местах. Все это составляет оглушительный «коктейль» впечатлений, который некоторых увлекает, как экстремальный спорт, а некоторых пугает. Индия мне напоминает «планету Кин Дза Дза», и я встречал только два типа людей — тех, кто в шоке и говорит, что больше никогда туда не поедет, и тех, кто начинает ездить туда каждый год…

Я там бываю регулярно вот уже более 13 лет — в том числе и потому, что учился йоге в разных традиционных школах, у разных мастеров. Чтобы хотя бы теоретически понять Индию с разных сторон, стоит почитать несколько книг — «Жизнь среди гималайских йогов» Свами Рамы, «Зеркало Брахмы» Свами Атмананды и «Шантарам» Грегори Робертса. Все они есть на русском в сети, Яндекс в помощь.

И кстати — настоящие любовь и красота, они в сердце, а не в отделке помещения.

 ноябрь 2015