Раджа Йога: Дхарана (аудио-практики)
Аудио-практики «Раджа йога — дхарана и дхьяна» Читает Илья Журавлев.
Это серия аудио-записей для самостоятельной практики включает техники дхараны (концентрации, сосредоточения, управления вниманием) из традиционной индийской йоги. Техники дхараны приводят нас к состоянию дхьяны (безмолвного ума, медитации). Практики основаны на наследии школ йоги Свами Шивананды Сарасвати и его ученика Свами Сатьянанды Сарасвати.
Многие люди в наше время практикуют асаны, физические аспекты йоги, но гораздо реже переходят к следующим ступеням, к внутренним практикам. Иногда люди практикуют и оттачивают позы тела десятки лет, так и не пытаясь сделать хоть шажок на следующую ступень «лестницы йоги». На простом, базовом уровне, ряд внутренних практик вполне можно осваивать самостоятельно.
В состав серии входит лекция на 1 час 7 мин, в которой дается подробное объяснение всех техник. Всего серия аудиозаписей содержит 5 практик и 10 аудиотреков (каждая практика дается в варианте «только голос» и «голос со звуком танпуры») Танпура это индийский струнный инструмент с медитативным звучанием.
Cодержание
1. «Тратак». Бахир дхарана (на внешний объект) — это тратака (в данном случае созерцание пламени свечи) в ее «продвинутом» варианте сосредоточения на 4 точки пламени. Тратака не только одна из шаткарм и терапия для глаз, но и практика раджа-йоги, активизирующая межбровный центр (аджня чакру) — метафору способности к интуитивному восприятию (подробнее — в лекции).
Следующие техники это варианты антар дхараны (на внутренние объекты)
2. «Простая чидакаша дхарана» — это ключевая медитативная техника индийской йоги.
Это одна из базовых медитаций в традиционной индийской йоге. Подобно тому, как в раннем буддизме (Тхеравада) базовой медитацией является випассана, в индуизме очень часто практикуется чидакаша дхарана, и корни ее уходят еще в учение Упанишад, где упоминается сосредоточение в области межбровья как способ управления умом/сосредоточения на Высшем.
Во некоторых индийских ашрамах (например в ашрамах линии Свами Шивананды) чидакаша дхарана практикуется как регулярная утренняя и вечерняя медитация.
Санскритский корень «Чит» здесь обозначает сознание, слово «акаша» означает пространство, ну а дхарана как мы уже знаем — сосредоточение, концентрация, наблюдение без отвлечений. Таким образом название практики объясняет ее процесс — «Наблюдение за пространством сознания».
Мы сидим спокойно с прямой спиной и закрытыми глазами, выполняя плавное естественное дыхание с небольшим акцентом на наполнение живота, чтобы лучше задействовать весь объем легких и диафрагму — такой тип дыхания называется абдоминальным и он активизирует парасимпатическую нервную систему, соотвественно расслабляет тело и успокаивает ум. С закрытыми глазами мы мысленно наблюдаем «внутренний экран» в области межбровья и самих закрытых глаз, и те впечатления, образы — которые спонтанно там могут появляться. Однако мы наблюдаем за любыми внутренними впечатлениями отрешенно, никак не реагируя на них и не цепляясь, смотрим на них как бы со стороны, как на текущий поток.
Что происходит, когда мы становимся «отрешенным наблюдателем» собственных внутренних процессов? Просиходит разотождествление с впечатлениями/колебаниями ума. Мы начнаем постепенно получать опыт, что мы не есть лишь колебания мыслей/впечатлений, а нечто более глубокое, то, что может быть непоколебимо, в отличие от ума.
Есть несколько полезных навыков, которые дает чидакаша дхарана.
— Умение не отождествляться автоматически с каждой внезапно появившейся мыслью, эмоцией, впечатлением — учит нас в повседневной жизни управлять своим умом, не реагировать на все вокруг и внутри нас неосознанно, создает возможность «паузы», во время которой мы можем оценить ситуацию и принять правильное решение. То есть мы вырабатываем стойкость, непоколебимость сознания.
— В состоянии погружения внимания внутрь, мы попадаем на уровень восприятия, когда способны замечать образы, впечатления, идущие не только из сознательного ума, но и подсознания (поэтому иногда они могут быть неожиданными, порой странными, не всегда комфортными). В этот момент, пока мы наблюдаем, подсознание осуществляет нужную ему разгрузку, само «сбрасывает» те или иные впечатления или напряжения. Это терапевтический процесс, в психологии называемый состоянием транса. Также подсознание может не только разгружаться, но и выступать как внутрениий ресурс, выдавая нам позитивные образы, состояния и впечатления. На них однако нам не нужно тоже «залипать». И приятное, и неприятное и нейтральное/непонятное — все мы должны наблюдать ровно, замечая, но не реагируя.
— На самом высшем уровне, если человек к этому внутренне готов, может возникнуть переживание «Кто же наблюдает изнутри за телом и умом». Этот внутренний наблюдатель на санскрите называется Атман или Дживатман — согласно традиционной индийской йоге, основанной на учении Упанишад, это неразрушимое и нематериальное высшее Я человека, его душа. Но говорить чисто теоретически о таких вещах особо смысла нет — такой опыт или хотя бы проблеск его можно только когда-то пережить в практике.
3. «Сушумна нади дхарана». Эта практика сочетает уджайи пранаяму и работу с вниманием, сосредоточение/визуализацию на центральном энергетическом канале — сушумне. Согласно «тонкой анатомии йоги», системе знаний, описанной в средневековых санскритских тантрических манускриптах, сушумна нади самый важный канал, который у обчного человека находится в спящем состоянии. Чтобы направить в него прану и включить его, нужно сочетать пранаяму и дхарану на сушумна нади. Активизация сушумны помогает достичь высоких уровней медитации.
4. «Ишта Дэвата дхарана». Это более сложная дхарана (длительностью 40 мин.) для опытных практиков. Ишта Дэвата в индуистской традиции — «личное Божество», та форма проявления Высшего Начала, Абсолюта, которая наиболее близка именно вам, с которой у вас есть связь, резонанс, и сосредоточение на которой будет для вас наиболее эффективным. В этой практике мы выполняем наблюдение за дыханием, простую чидакаша дхарану, и наконец созерцаем образ личного Божества (либо духовного символа — конкретного, или даже абстрактного) в области чидакаши, мысленно сливаясь с ним и обретая его возвышенные качества. Подобные практики характерны для индийской и тибетской тантры. Вы можете уже знать и представлять свое личное Божество, либо спонтанно распознать его, используя возможности своего подсознания. Если образ Божества вам не подходит, это может быть и абстрактный символ — например «внутренний свет». Здесь нет каких-то жестких рамок.
5. «Чидакаша дэвалая дхарана». Это также более сложная практика (40 мин.) концентрации/визуализации, использующая образ «храм в чидакаше». Здесь мы визуализируем свою голову как некое духовное помещение, в центре которого находится наш внутренний наблюдатель, соцерзаем разные стены, разные цвета этих стен. Это тренирует нашу способность к сосредоточению, к более многовекторному управлению вниманием. Затем мы созерцаем/переживаем безгарничное пространство в чидакаше. Этот образ приводит нас к состоянию дхьяны.
Стоимость аудиозаписей 1500 р.
Реквизиты по емейлу mahadev108@gmail.com c темой «раджа йога»
Резюме преподавателя.