yoga teacher, past life regression therapist
Russian
Главная / Статьи и интервью / «Что такое хатха йога и классическая йога?»

«Что такое хатха йога и классическая йога?»

Центр Михаила Баранова и Ильи Журавлева «Йога 108» известен своим качественным и грамотным преподаванием хатха-йоги. Создатели центра так же проводят фестиваль «Йога-Радуга», выпускают интернет-журнал «Wild Yogi». Одни из руководителей «Йога 108» Илья Журавлев, не смотря на плотный график, в июне 2013 нашел время, что бы ответить на вопросы Лилии Остапенко, корреспондента проекта Yogaparkig

Yogaparking: Ты специализируешься на преподавании аштанга-виньяса йоги. Расскажи подробней про этот популярный сейчас стиль.

Илья Журавлев: Аштанга виньяса — это южно-индийский стиль йоги, который разработал учитель Паттабхи Джойс, это определенные строго закрепленные последовательности асан. Там есть разные уровни сложности, и аштанга виньса как стиль практики преподается в институте Паттабхи Джойса в Майсуре и только там дают сертификат на ее преподавание. То есть это довольно узко-специализированная школа йоги. У нас в центре «Йога 108» есть инструкторы, которые ведут аштанга виньясу по П.Джойсу, а то, что преподаем я и Михаил Баранов — это авторский подход, синтез знаний нескольких индийских школ йоги, где мы учились в свое время, и нашего опыта практики и преподавания. Хотя виньясы (динамические переходы между асанами) мы тоже используем.

YP: Что такое хатха йога и классическая йога?

И.Ж: Нет какой-то одной классической йоги, это несколько абстрактное понятие. Иногда классической йогой называют метод, описанный в Йога Сутрах Патанджали. Это практики работы с сознанием, и с выполнением асан как разных поз и упражнений тела система Патанджали вообще никак не связана. Это, скорее, раджа йога. Под хатха йогой подразумевают практику асан как упражнений и дыхательные практики — пранаямы. Но всегда в Индии было много разных школ, поэтому никогда не было единой хатха йоги. Если определить очень кратко, хатха йога — это работа с телом и дыханием — индийская система самосовершенствования.

YP: Как давно ты в йоге и с чего начался твой путь?

И.Ж: Я занимаюсь с 1995 года. Я закончил философский факультет, и меня всегда привлекала индийская философия. Когда учился в университете, узнал, что в индийском посольстве есть уроки йоги. У меня был хороший учитель, очень грамотный, Джаякумар Свамишри. Потом, втянувшись, в 2001 я поехал в Индию. Решил посетить разные школы йоги, позаниматься в разных ашрамах, расширить кругозор. С того времени я каждый год ездил в Индию и проводил там по 6 месяцев.

YP: Ты учился в школе Свами Шивананды. Расскажи об этом.

И.Ж: Да, среди прочего я сертифицированный преподаватель Шивананда–йоги, жил в ашраме в Керале, получил посвящение в эту традицию, в ведантическом ордене Сарасвати. У Шивананда-йоги особенность в том, что там простая практика асан, там нет особо сложных поз, она не силовая. Но они дают йогу в разных аспектах, то, что называется Пурна йога — целостная йога. Большинство школ на Западе занимаются только асанами, а в Шивананде изучают санскритские тексты, поют мантры, философию изучают. Это меня и привлекло. На первом месте у них духовный аспект.

YP Ты часто бываешь в Индии. На твой взгляд, не теряет ли Индия свою самобытность? Ведь сейчас направление Гоа очень популярно.

И.Ж: Знаешь, как говорят иногда: «Москва — не Россия». Так вот, и Гоа — не Индия. Это курорт для западных туристов, там очень мало индийской культуры. Этот штат христианский, т.к это бывшее владение Португалии. Остальная Индия совсем другая. В Индии особая совершенно энергетика, ты начинаешь задумываться о философских вещах, чего в комфортных местах нет. А когда видешь как жгут трупы в Варанаси, невольно начинаешь думать о философских вещах — что такое жизнь, что такое смерть, в чем смысл нашего воплощения.

YP: И в чем же смысл нашего воплощения?

И.Ж: В обучении. Душа воплощается, что бы учиться и развиваться. Что бы осознать и понять свое истинное я, вот ради чего воплощается человек. Его воплощение в материальном мире — это учебный полигон, чтобы осуществить процесс саморазвития.

YP: Вместе с Михаилом Барановым вы проводите фестиваль «Йога-Радуга». Что это за фестиваль?

И.Ж: Это йога–фестиваль, мы сделали уже семь таких фестивалей. В Турции, Гоа, разных городах России мы проводим этот фест. Приглашаем наиболее интересных учителей йоги разных направлений, они проводят свои мастер-классы. Нас самим это очень интересно. В Америке такие фестивали существуют давно, с 70х годов. У нас подобные мероприятия начали проводить лет пять назад. Мы знаем много хороших учителей йоги, и мы решили сделать такой проект, собрать их вместе. В Турции есть очень приятное место — заповедная бухта Чирали. Это не попсовая Турция с большими отелями, там тихо, спокойно, прекрасная экология. И с 1 по 7е мая каждый год мы проводим там фестиваль, о нем можно почитать на сате yogafest.info

YP: Еще вы выпускаете интернет- журнал «Wild Yogi».

И.Ж: Да, это мой проект и Максима Ясочки, моего коллеги. Он много лет также преподавал йогу, сейчас занимается IT-бизнесом. Это т журнал выходит и на английском и на русском. Английскую версию в основном американцы читают. Осуществляем культурный обмен, переводим на английский интересные статьи наших учителей йоги, а на русских — американских, канадских, австралийских мастеров. Йога в США наиболее популярна из всех западных стран. Если у нас йога фестивали собирают 100-200 человек, то в Америке бывает 3-5 тысяч человек.

YP: В центре «Йога 108» работают учительские курсы?

И.Ж: Мы проводим курсы для преподавателей, на таких курсах мы ведем с 2004 года. Те инструкторы, кто работает у нас, у нас и учись. Мы не выдумывали ничего с нуля, просто синтезировали методы нескольких школ йоги, которые мы считаем наиболее эффективными.

YP: Кто может стать инструктором по йоге? Многие, прозанимавшись, скажем год, уже хотят преподавать.

И.Ж: Год это мало. Мы берем на курсы тех, кто качественно прозанимался три года — у нас есть тестовое занятия для поступления на курс.

YP: Существует ли сейчас проблема нехватки качественных, знающих преподавателей? Ведь йога так популярна.

И.Ж: Да, есть такая проблема. Вот у нас на курсах для преподавателей уделяется большое внимание травмобезопасности, ведь если неграмотно преподавать асаны, можно травмировать ученика. На наших курсах изучается биомеханика, анатомия. В фитнесс-клубах часто бывает, что инструкторы аэробики посмотрели, скажем, dvd и решили, что могут вести йогу. Мы отвечаем за знания своих выпускников. Если человек в йоге не случайный, если он йогой живет — он все учит, осваивает и хорошо сдает экзамены. Практиковать йогу может любой, но чтобы предавать, нужен определенный талант, нужны педагогические способности и знание методики. Преподавать йогу — это призвание.

YP: Как не ошибиться новичку с выбором хорошего центра?

И.Ж: В этом вся проблема: новичок без опыта в йоге не может оценить, насколько грамотен преподаватель, к которому он попал. Он может просто увидеть яркую рекламу, типа преподает «просветленный мастер». Сейчас «просветленных мастеров» больше, чем людей, желающих у них учиться! Лучше спрашивать, к кому пойти, у знакомых, которые уже занимаются несколько лет. После года занятий человек начинает понимать, какой инструктор опытен в вопросах преподавания, а какой только саморекламой или внешностью привлекает. Я по резюме преподавателя, по информации где и у кого он учился, могу представить его квалификацию.

YP: Что для тебя лично важно в твоей работе?

И.Ж: Я так живу, это то, как мне интересно жить. Я больше ничем не занимаюсь, кроме преподавания йоги. Я практикую йогу лично, разделяю мировоззрение, философию этого пути, и это также является моей работой. Я постоянно развиваюсь в своей области знаний, есть же столько всего, что можно еще изучить. Любимое дело стало профессией. Что еще нужно для счастья?

YP: Ты вегетарианец?

И.Ж: Когда я начал заниматься йогой, еще в 1995, я сразу стал вегетарианцем. Я более 17 лет вегетарианец и прекрасно себя чувствую. Я стал вегетарианцем по философским причинам — принцип ахимсы… Но я не веган и не сыроед, придерживаюсь на счет питания взглядов традиционной йоги и аюрведы — а это вегетарианская диета. Сыроедение сейчас модно, но прежде всего это очистительная диета, на какой-то период времени. Как постоянное питание по аюрведе оно может подходить людям капха или питта-конституции, а людям вата, например, вредно. Но тут человек должен решать сам, чувствует ли он себя гармонично при той или иной диете. Я стал вегетарианцем как йог, потому что это предписывают учителя йоги и священные тексты йоги. Однако бессмысленно человека заставлять или уговаривать стать вегетарианцем. Я понимаю, что вегетарианство (несмотря на то, что я как йог голосую за него обеими руками) не должно становится религиозной проповедью. Пока человек на уровне сознания не дорос до идеи ненасилия, до понимания кармических законов, он все равно сорвется, и будет потом рассказывать, что «пытался быть вегетарианцем, но заболел».